Разработка современных организационно-управленческих подходов по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди детей школьного возраста
Служба
поддержки
RU
RU
KZ
ENG

Научный руководитель: д.м.н., профессор Джайнакбаев Н.Т., Оракбай Л.Ж., зав. Кафедрой Общественного здравоохранения с курсом гигиены и эпидемиологии

Период реализации: 05.05.2020-31.12.2023 г. г.

Сумма финансирования: -

Источник финансирования: собственные средства (инициативный проект)

Цель проекта: провести сравнительную оценку состояния здоровья детей школьного возраста.

Полученные результаты за 1-й год:
Были проанализированы факторы комплексного влияния экологических факторов риска на здоровье детского населения.Проведенный нами анализ литературы свидетельствует о том, что в современное время на здоровье детей влияет целый комплекс неблагоприятных факторов, среди которых наиболее значимые роли принадлежат различным загрязнителям внешней среды, нерациональному питанию, социальной и экономической нестабильности в семье, что приводит к ухудшению физического здоровья детей и подростков, увеличению распространенности функциональных отклонений и хронических болезней.

Полученные результаты за 2-й год:
По результатам проведенного исследования было выявлено:
1. среди детей, оставшихся попечения родителей, несколько преобладают (с удельным весом 59 %) мальчики, почти половину (48 %) составляют подростки 10-14 лет.
2. Особенности возрастных изменений длины и массы тела, ряда функциональных параметров мальчиков и девочек Республики Казахстан в целом имеют сходный характер. При этом наблюдается ряд гендерных особенностей: изменения роста и массы тела у девочек характеризуются отчетливым ускорением, начинающимся в 10-12 лет и завершающимся в 14 лет. Ростовой скачок у мальчиков начинается на 1,5-2 года позже девочек – в 12-13 лет и продолжается на всем периоде наших наблюдений – до 17 лет.
3. По результатам обследований 2499 данных детей-сирот более 100 образовательных организаций Республики Казахстан определены половозрастные нормы физического развития детей и подростков.

Полученные результаты за 3-й год:
С помощью аппаратно-программного комплекса «Здоровье-экспресс» удалось выявить напряженность регуляторных систем и адаптационные возможности организма. При этом использовалась система контроля уровня стресса на основе измерений скорости зрительно-моторной реакции, реакции выбора, критической частоты мельканий.
Полученные данные свидетельствуют о том, что функциональное состояние ЦНС у трети исследуемых подростков неустойчивое, что сопровождается ухудшением процессов внимания и обучаемости. Процент детей, показавших результаты выше средних значений, несоизмерим с таковым числом по остальным показателям и составляет порядка 2,7 %. Следует отметить, что данный показатель имел наибольшее число средних значений что свидетельствует о положительной динамике при исследовании. В данных группах выявлены статистически значимые групповые различия по критерию "Уровень реакции" 48,11 % детей-сирот имели значение «ниже среднего".

Полученные результаты за 4-й год:
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что здоровье учащихся подросткового возраста низкое. При этом они испытывают высокие нагрузки в процессе обучения, что приводит к стрессу, повышенной тревожности, высокой утомляемости, что влечет за собой развитие заболеваемости.
Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей, достоверно, чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и т. п. нарушения.
Таким образом, результаты проведенного изучения состояния здоровья школьников г. Алматы свидетельствует о том, что у 50 (28%) обследованных детей имеются отклонения в индексе массы тела, выраженное одинаково во всех возрастных группах. У 21% обследованных детей отмечаются отклонения комплексного силового индекса от средне-нормативных показателей, при этом, у 9% обследованных детей отмечаются проблемы в сфере сердечно-сосудистой системы. Отклонения функционального уровня системы диагностированы у 26% обследованных детей, отклонения в сфере устойчивости реакции отмечаются у 32% обследованных детей. Отклонения при исследовании по тесту Люшера диагностированы у 16% обследованных.
Возможно, что все вышеуказанные изменения связаны с тем, что школьники испытывают высокие нагрузки в процессе обучения, что приводит к стрессу, повышенной тревожности, высокой утомляемости и влечет за собой развитие заболеваемости.